Главная | Статьи | Семья и личность ребёнка в современном обществе
Aлекс Алекс
Россия, ---

Семья и личность ребёнка в современном обществе

Семья - древнейшая и самая распространённая и устойчивая ячейка общества. Её основаниями являются совместная жизнь и хозяйство, духовное общение. Семья - фундамент человечества, поскольку именно она формирует основные качества человека и вводит его в мир социальных отношений.

Развитие и формирование личности начинается с момента появления ребёнка на свет. Для ребёнка его семья, его родители - это его "ангелы", которые передают ему духовное богатство, культурные традиции, практические умения и навыки. Семья несёт ответственность за весь процесс воссоздания человека и является для ребёнка той микромоделью общества, через которую усваивается его духовная культура, национальные и общечеловеческие ценности.

Первый социальный опыт ребёнок усваивает в семье. Семья – это маленький мир, маленькое пространство общества. Семья – общество людей, спаянных родственными узами. Семья – источник духовного и физического здоровья ребёнка. Семейное воспитание – это совокупность накопленных и выверенных социальной практикой народных знаний, передаваемых от поколения к поколению. Иначе, семейное воспитание – базовое становления личности.

В настоящее время общая социокультурная ситуация в нашей стране характеризуется нарастанием прагматизма и утилитаризма, как социокультурных норм и ценностей. Распад идеологической системы и духовных ценностей общества вызвали “деньги”, власть, сила, рынок, транслируемые с экранов телевизоров неприкрытая пошлость, разбой, убийства. Такая ситуация, как верно подчёркивает японский специалист Е.Ф. Фукуяма, имеет далеко идущие последствия, так как на первый план выдвигаются, навязываются в качестве норма жизни материальное благополучие, развлечения, раскованность, а в основе всего этого – бездушное отношение к окружающим, имеющее четкую аксиоматическую базу, декларирующую: во-первых, все разрешено; во-вторых, ты никому не обязан; в-третьих, все обязаны тебе… все это работает на разрушение личности, интеллекта, воли.

Ячейка

Эту тенденцию к материальному достатку, как ценности всей нашей жизни, поддерживают и культивируют СМИ в кинофильмах, разного рода ток-шоу и документальных программах о героях нашего времени, добившихся и добивающихся желаемого успеха всеми средствами и цель оправдывает средства.

Эта тенденция поддерживается и нарастающим расслоением общества на состоятельных и бедных. Это расслоение происходит на глазах каждого человека в стране, подстёгивания желания быть среди первых и ни в коем случае не оказаться среди вторых. В этих условиях отбрасываются ценностные нормы, составляющие ядро глубокой и счастливой человеческой жизни.

В этой психологической атмосфере или среде зарождаются новые семьи, в которых растут и развиваются современные дети.

Современная семья, как и все наше общество в целом, находится в кризисном состоянии. Социальные трансформации последнего десятилетия привели к обеднению подавляющей части семей, ухудшения внутрисемейного микроклимата, роста конфликтности во взаимоотношениях поколений, проявлений жестокости относительно детей и т.п. В то же время нужно учитывать, что высокое или удовлетворительное материальное состояние семьи также не гарантирует надлежащего выполнения ею воспитательной функции. Подтверждением этого может быть хотя бы тот факт, что в последние годы появилось значительное количество подростков-правонарушителей, которые являются выходцами их благополучных, на первых взгляд, семей.

Современный родитель очень занят делом – стремится к материальному обеспечению себя и своей семьи. Он на работе с утра и до ночи, а дома тоже занят делами и заботами. На ребёнка и отношения с ним времени не хватает. Приходится ограничиваться самым необходимым: накормить, обуть-одеть, не хуже других, устроить в хороший детский сад или школу и т.д. Это очень согласованный и естественный подход к воспитанию, заботе и отношениям в рамках бытия современного человека! Недостаток в том, что нет душевного соучастия во взаимодействиях и отношениях. Многие родители интуитивно чувствуют это и испытывают чувство вины. Но, увы, компенсируется этот недостаток душевной теплоты и внимания покупкой дорогих игрушек, подарков, включая конечно, компьютер, планшет, мобильный телефон, предоставлением развлечений, но не самого тепла и внимания, которое так необходимо ребёнку.

Ребёнок таким образом становится заложником или дополнением к главной жизни взрослого. Достаточно рано современный ребёнок сталкивается с одиночеством в свой жизни, которое негативно им осмысливается (я никому не нужен, меня не любят).

Действительно, сегодня почти каждый ребёнок достаточно рано получает доступ к компьютеру и телефону. И они становятся главными собеседниками, источниками информации и удовольствий, партнёром по общению. В условиях, когда ребёнок испытывает недостаток родительского внимания и тепла, общение с ним становится главным другом и товарищем, советчиком и ответчиком.

Современное общество вступило в информационный век и дети включаются в него с раннего возраста. Соответственно, перестраивается и всё психическое развитие становящегося человека.

Зависимость

К очевидным позитивным новообразованиям относятся, бесспорно, компьютерная грамотность и компетентность, свободное обращение с информацией в виртуальном мире.

С другой стороны современному человеку рано становится знакомым чувство изолированности и одиночества. Нередко это сопровождается тяжёлыми переживаниями тревоги, агрессии, собственной ненужности и никчёмности, а возможности интернета только усугубляют проблемы. Ребёнок не знает и не чувствует себя самого глубоко и уверенно. Это напрямую связанно с недостатками непосредственного контакта с близкими людьми, которые не дают, а порой недооценивают обратную связь о нём самом.

Однако вывод очевиден и прост в словесном выражении, но сложен в реализации сегодняшней жизни: только мудрый, небезразличный, любящий взрослый, задумывающийся о том, как созданная среда для ребёнка отзовётся в его душе, способен быть источником душевного развития ребёнка и проводником его в мир духовно-нравственных ценностей. Попытка заменить Человека в этом взаимодействии любыми другими самыми замечательными и современными средствами оборачивается к однозначной потере сначала в душевном, а затем в духовно-нравственном развитии. Чем бы ни занимались взрослые их обязанности никто и никогда не отменит и ничем не заменит, именно родители формируют основные качества личности, создают душевное и социальное пространство развития своих детей. Так как именно только родители в ответе за своих детей. И никакие современные условия и проблемы, возникающие в стране и жизни общества не в состоянии погубить семью или её заменить чем-то другим. Да семья претерпевает огромные изменения в настоящее время и они связаны с разрушением традиционных ценностей и форм семейной жизни и брака. Однако новые времена открывают новые  горизонты в отношениях мужчины, женщины и ребёнка. Возникают новые потребности и возможности семьи.

Литература

1. Безлюдный А.И. Проблема формирования личности в современном обществе.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1986.

3. Демиденко Т.Н. Характеристика семьи как педагогической системы // Вектор науки ТГУ. Серия педагогика и психология.

 

Класс:4

Еще статьи:

Оставить комментарий

Осталось символов 1500