Главная | Статьи | Роль психологического консультирования в вузе
Aлекс Алекс
Россия, ---

Роль психологического консультирования в вузе

      Основным критерием сформированности специалиста является готовность принять ответственность за успехи или неудачи в учебной и профессиональной деятельности, выбор собственных условий развития. Однако требования высшей школы не всегда оказываются по плечу вчерашним школьникам. Для успешного освоения учебно-профессиональной деятельности студенту-первокурснику необходимо формирование новой образовательной культуры, позволяющей адаптироваться к резко возрастающим учебным нагрузкам вуза.

Теоретико-методологической составляющей психологической помощи выступает идея личности, характеризующаяся логикой “самореализации”. В связи с этим особенностью современной психологической службы образования является её смещение с научно-методической деятельности, сосредоточенной на структуре образовательной системы, на проблемы личности [1,2].

      Вся деятельность Отдела психологического сопровождения и профориентационной работы направлена на обеспечение эмоциональной, смысловой и экзистенциональной поддержки студенту или сообществу студентов и преподавателей в трудных ситуациях, обусловленных учебно-профессиональной деятельностью, межличностными отношениями и становлением личности. Основной целью Отдела психологического сопровождения и профориентационной работы является психолого-педагогическое сопровождение участников образовательно-воспитательного процесса, обеспечивающее подготовку высококвалифицированных специалистов.

   Основные направления деятельности предусматривают различные виды психологической помощи (психологическое просвещение, психодиагностику, психологическую коррекцию, профессиональную ориентацию, психологическое консультирование).

Психологическое консультирование

     Среди различных видов психологической помощи психологическому консультированию отводится одно из ведущих мест. Психологическое консультирование определяется как уникальное исследовательское явление, позволяющее раскрыть глубинные закономерности внутренней жизни человека и феномены его межличностного общения. Предметом психологического консультирования являются актуальные и потенциальные свойства психической реальности личности, способствующие нахождению новых возможностей решения возникших проблем.

      Основной целью консультирования является обеспечение полноценного психологического и личностного развития студентов и сотрудников вуза в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями.

    Консультативная деятельность организуется как индивидуальная и групповая работа по актуальным проблемам личностного характера, межличностных отношений и социального взаимодействия, стрессовых и депрессивных состояний, эмоциональной напряжённости, девиации, коммуникативных навыков и умений, самоотношения и самооценки, дезадаптации, конфликтных ситуаций. В психологической службе консультативная деятельность организована как работа консультативного кабинета по запросу студентов и  преподавателей.

    Высшее профессиональное образование в соответствии с общественными потребностями времени должно предусматривать компетентность личности в профессии, а также в области нравственных и семейных ценностей. В процессе консультирования клиент приобретает необходимые жизненные компетенции. Психологическое консультирование ориентировано на потребность личности в эмоциональной поддержке, формировании умения преодолевать трудности, реагировать на явления жизни адекватно и эффективно.

      Важная роль психологического консультирования в вузе подтверждается и тем, что эта направленная деятельность позволяет сформировать у студентов мотивацию к познанию и творчеству в учебно-профессиональной деятельности; преодолеть межличностные конфликты в семье и в студенческих группах/трудовых коллективах; сформировать активные стратегии адаптации в вузе и в трудной жизненной ситуации; обеспечить профессиональную и личностную самореализацию; развить способность к сопереживанию другим людям.

Литература.

1. Набатникова Л.П. Формирование у студентов мотивации преодоления жизненных трудностей средствами психологического консультирования. Мотивация в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции. ГОУ ВПО МГПУ.-М.: МО Щелково, 2011.-С. 205-208.

2. Щербанёва Н.Г. Психологическая поддержка профессионального  развития студентов педвуза средствами психологической службы: дис. кандидата психологических наук. Армавир, 2003. С. 207.

Класс:0

Еще статьи:

Оставить комментарий

Осталось символов 1500