Психология и философия часть первая
Краткий конспект лекции по общей психологии Петухов В.В.(лекция 1)
Один из известных французских учёных Леви Стросс изучал древние легенды, мифы, которые мы не воспринимаем, а пытаемся их разгадать, выяснить как они устроены. Так Леви Стросс полагал, что миф и легенда - это некий ответ на вопрос или вопросы, которые мы еще себе не задали. Когда зададим эти вопросы, тогда поймём этим мифы и легенды.
Общая характеристика психологии как науки
Каждому известно, что психология состоит из двух слов: психе(душа или психика, Психея - одна из богин древнегреческих, которая родилась как смертная, а стала бессмертной) и логос(logos, слово, понятие, осмысление, разумное слово - слово, позволяющее, что-то осмыслить, понять). И тогда если переводить эти два слова, то психология древним греком переводилась как - разумное слово о душе, а с научной точки зрения можно перевести как: наука о психике.
Примечание: Психология - наука о психике
Сейчас слово душа в каком-то смысле ушло из науки, по разным причинам. С 1879 года психология возникает как самостоятельная научная дисциплина. Заметим сразу, что первая психология ориентируется на науки естественные: химия, биология и т.д. Но психология не может быть только естественной науки, конечно она и гуманитарная наука. Психология стремится стать естественной науки, но всегда остаётся гуманитарной наукой - в этом её смысл.
А что же такое психика? Выделим две характеристики: отражение - субъективное отражение реальности. Отражение мира, в котором человек живёт и действует. Вторую характеристику можно назвать функциональной. Функция - роль, значение психики.
Психика нужна для регуляции собственного поведения. Роль психики - управлять собой.
Примечание Психика - это отражение реальности, необходимое субъекту для жизни и деятельности в ней, для управления своим поведением.
Можно отметить, что психикой обладает не только человек, но и животное.
Пришло время дать определение сознанию. Есть такое определение как, сознание - есть высшая форма психики. То есть сознание - тоже психика, но её высшая форма и тогда две характеристики, которые мы давали, для психика можно уточнить.
Если мы говорим о сознании, то оно связанно с способностью отражать не только мир, но и себя. Сознание - способность дать субъективный анализ.
Основатель научной психологии Вильгельм Вундт не просто строили науку о сознании, а опирался на определённых метод. Первый метод научной психологии был назван интроспекция - смотрю внутрь(наблюдаю себя или самонаблюдение) - первая характеристика сознания.
Сознание необходимо для регуляции совместной деятельности людей - вторая функциональная характеристика людей.
Примечание: сознание - есть представление субъекта о мире(и своём месте в нём) связанное со способностью дать отчёт о своём внутреннем психическом опыте и необходимое для разумной организации совместной деятельности людей.
Посмотрим на слово психология еще раз. Посмотрим и увидим, что слово логос имеет ещё одно значение - как разумное устройство и тогда психология переводится как разумная организация психических черт, качеств. Так как у каждого человека свои черты и качества, то можно сказать что у каждого своя психология. Так психологию заменяют словами: характер, темперамент, менталитет (mental - психический). Эти словам можно объединить в одну группу и заменить словом индивидуальность.
Примечание: индивидуальность - есть совокупность всех психических черт, способов поведения субъекта, которые отличают его от других.
Индивидуальностью обладает также не только человек, но и животные.
Наука о психике и сознании сегодня именуется как общая психология, а вторая ветвь, где рассматривается индивидуальность(отдельно какие то качества и свойства) она называется дифференциальная психология.
Вот мы и подошли к определению психолог. Кто же такой психолог? Есть два определения: психолог - представитель науки, психолог - житейский, которым является каждый из нас.
Первый вопрос. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый предмет психологии.
Давайте попробуем опереться на труды Сергея Леонидовича Рубинштейна, который известен тем, что написал фундаментальный учебник по основам общей психологии в середине 30-х годов. Этот учебник можно читать до сих пор. Рубинштейн говорит... психология и очень древняя и очень молодая наука, основанная на тысячелетиях житейского опыта, столетиях философских рассуждениях и десятилетиях научных трудов.
1. Психологическое знание внутри житейского опыта. Теофраст(древний грек) известен нам как автор книги - "Характеры". В этой книге Тефраст приводит следующее: "Суетливость - мы определим как излишнее усердие в речах и действиях". Суетливый человек - человек, который даёт обещание, которое потом не может выполнить.
"Тщеславия" - низменное стремление к почёту. В гостях за обедом пытается занять место рядом с хозяином.
"Грубость" - есть резкость в произношении. На приветствие человек не отвечает. Споткнувшись на улице о камень, готов этот камень...
В этих всех примерах мы встречаемся с дифференциальной психологией, где происходит описание факта, перед его определением.
Мы видим, что научные определения постепенно находят свои определения в науке. Желание показать себя тщеславный, у Метафраста, а в психологии появляется научный аналог - истеройдный.
Эмоциональные состояние обычно разделяютс на приятные(преследовать побеждённого врага) или на неприятные.(резать тупым ножом, плыть на лодке с рванными полюсами). Негативные переживания интересны для психолога, поскольку ими очень сложно управлять.
И страшно и приятно. И хочется и колется. А психоаналитик скажет - амбивалентные психоэмоциональные состояния, неоднозначные и интерес психолога практика, начиная еще с конца прошлого века начинает именно такие состояния.
А были ли тогда попытки обобщить все это? Первая типология темпераментов, от слова смесь - смешиваю определённые состояния. Темперамент, родоначальником которого является Гиппократ, который говорил о смешении жидкостей в теле человека, поскольку был врач. Он определил четыре жидкости: кровь(сангва), слизь(флегма), желчь(холе) и наконец - черная желчь(меланхоле) - то есть четыре типа темпераметра: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Ученик Гиппократа Голен дал психологическую характеристику этим темпераметрам. Кант доказал, что темпераметров должно быть именно четыре.
Айзенк сделал следующее, после второй мировой войны он изучал солдат с нервными расстройствами, а затем он применил технику математическую - факторный анализ. Сначала свойст существует много в описании, а математическая процедура позволяет их обобщить - свести частные проявления к общим. Вот такую работу Айзенк проводил двадцать лет. Существует два фактора определяющий темперамент: двоичный (бинарный фактор) эмоциональная устойчивость и неустойчивость и второй фактор, название которому дал Карл Густав Юнг - ученик Фрейда. Юнг обращается к истории философии, поэзии и замечает одну важную деталь:люди выделялись парами. Одна направленность - это направленность на мир, к людям. Эта направленность именуется как экстраверсия и есть напротив - направленность к себе или на себя и следовательно он называет - интроверсия. То есть второй фактор - это экстраверсия или интроверсия. В результате 20-летней работы получил четыре типа темпераметра: эмоционально устойчивый экстраветр - сангвиник, эмоционально устойчивый интроверт - флегматик, неустойчивый экстраверт - холерик и неустойчивый интроверт - меланхолик. Гиппократовские названия сохраняются до сих пор и сохраняется сам принцип обращения к этим названиям.
Крупным житейским психологом является человек, создающий произведения искусства. Крупные открытия вначале совершались в искусстве, а затем как бы заново открывались в науке.
Вопросто второй. Психология внутри философии
Главный вопрос, которым занимается философ: почему у людей именно такая картина мира? Каждый философ одновременно является и психологом и практически все понятия, которые существуют в психологии берут своё начало в философии. Возьмём двух философов древней греции Платона и Арестотеля и зададим им один вопрос: что такое душа? Читать философские работы - это большой труд и понимать работы философов буквально невозможно.
№ | Платон | Аристотель |
1 |
Душа - есть истиная сущьность или максимально возможное проявление всякой вещи. Сущность вещи есть её душа, понятие о ней. Если говорить о людях то Платон говорит: "Познай самого себя". Познание здесь не имеет отношение к науки, тогда познание самого себя есть развитие личности. В конце второй мировой в Америке появляется направление в психологии - гуманистическая, в котором важно предложенное направление. Представитель А. Маслоу предложил такое понятие как самоактуализации личности - есть потребность человека в максимальном выявлении и развитии собственных возможностей и способностей, то есть о сущности или душе по Платону. Карл Роджерс предложил терапевтическую технику: группы открытого общения - люди собираются в группы и обсуждают проблема каждого. Подавляющее форма трудов Платона - это беседа Сократа с учениками, что есть также группы открытого общения. Стремление к Истине - это выполнение каких-то правил. В жизни - чисто живи, а в познании - чисто мысли. |
Задаём тот же вопрос: что есть душа?. Аристотель разработал то, что на житейском языке говорил Сократ. Сущность как форма вещи. Каждая вещь - кусок материи. Что предаёт форму предмету? - душа. Душа вещи - это функциональное назначение вещи. Душа секиры - рубить. Душа глаза - видеть. Определив душу таким образом, Аристотель полагает возможность строить науку о душе любых вещей и в том числе о душе человека. Аристотель является первым античным научным психологом. |
2 | Какова стратегия познания души? Прежде чем дать ответ по Платону скажем так, вот решил человек познавать себя и начинает он выполнять ряд правил и в этот момент он понимает, что на его пути есть определённые препятствия, что - то мешает. А что мешает ? Выяснилась, что мешает тело. И выявилась стратегия. Душа в принципе не зависит от тела. И обращаясь к своему ученику, который стал на путь развития ответит ему, что душа не зависит от тела. В современном обществе это будет звучать как любые проблемы впринципе могут быть преодолены. Стратегия развития личности по Фрейду: там где было Оно должно быть я. | Какова стратегия познания души? Душа связана с телом и погружена в него. Познавая тело - познаётся душа. И тогда у Аристотеля могут появиться термины, которые чужды Платону. Каково тело такова его душа. У растений - растительная душа. У животных - животная душа. А вот про человека - говорит разумная душа - логически мыслящая. Мыслить так, чтобы каждую следующей фразой не уничтожать предыдущей. |
3 |
Какова тактика познания души? (конкретный способ поведения в сложившейся ситуации). Платон сказал бы по другому: когда человек вынужден познавать себя? Душа - не имеет частей. Платон обращается к тому, кто состоит перед выбором. Это означает то, что душа целостна - неделима. Разве можно быть чуть-чуть храбрее или честнее? В романе Мастер и Маргарита говорится, что осетрина не бывает второй свежести. Душа не имеет частей. Что будет если перед человеком стоит проблема, а он не хочет её решать. Он может сказать, создайте мне такие условия и я сделаю свой правильный выбор. У Гоголя в пьесе "Женитьба": строится идеал, по которому строится идеал. Платон говорит:"так не бывает". Гештальт - целостная форма - то, что не сводится к сумме частей, либо она есть, либо её нет. Вывод: Платон является основателем какого-то важного направления в психологии, это практическая психология или психотерапии(не медицинская), когда обращаются к человеку с личностными проблемами, который готов эти проблемы решать. Вот тогда он задаёт вопросы и получает какие-то ответы - начался процесс познания души. Какова тактика и конкретные приёмы в исследовании научного познания души? |
Только в познании. Для исследователя - душа делима на части, а иначе не возможно строить науку.
В любой естесственной науке выделяют части, то есть элементы. И такие части Аристотель назвал способности души: психические процессы. Откройте трактат о душе Аристотеля и там вы увидите названия психических и познавательных процессов: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение. Это и есть части души. Сколько существует психология, столько существует спор. Как можно разделить внимание и воображение? Приходится, потому что необходимо как то исследовать психику. |
Вундт писал о психологии. Психология - наука изучающая свойства сознания, выделяющая элементы сознания и связи между ними, а прибор Вундта - метроном с которым работал испытуемый. Был получен мощнейший вывод - сознание организованно или структурированно. Объективный элемент сознания - ощущение. Когда ощущение соедились в пары пары - два удара - это будет уже представление - это объективные элементы, но есть еще субъективные - чувства. И сколько таких элементов может удержать человека в центре своего сознания одновременно? От 3-4 до 6 - объём рабочей памяти. По какому количеству элементов осознаешь целое? Начиная с 7 спускаются до 3.
С уважением JournalHelp.ru