Понятие регулирование конфликта
Задачи
После этого занятия ученики смогут сравнить свои прежние представления о конфликте с о своими новыми взглядами, основанными на знаниях, полученных в ходе занятий.
Ключевые понятия
Аналитическое мышление
Анализ конфликта
Обоснование
Данное упражнение можно использовать в качестве теста в начале работы и по её окончании. Для этого учащиеся опираясь на свои знания и опыт, заполняют анкеты. Сравнивая прежние представления о конфликтах с новыми, которые были получены в ходе работы по программе, учитель вместе с учениками сможет дать достаточно точную оценку тому, какие знания получили подростки.
Многие ученики воспринимают конфликт как что-то негативное, разрушающее, плохое. Это упражнение даёт возможность увидеть, как изменяются их взгляды по мере того, как они больше узнают о конфликте. Ученики смогут оценить положительный, конструктивный потенциал, который имеет практически каждый конфликт.
Материалы
Карандаши и бумага, рабочий лист "Регулирование конфликта".
Занятие
1. Предложите ученикам заполнить рабочий лист "Регулирование конфликта". При заполнении рабочего листа ученики не должны советоваться или сравнивать свои ответы.
Примечание
а) Когда ученики закончат работу, попросите их сложить рабочие листы и написать на них своё имя (или какой-нибудь значок).
б) Соберите листы и скажите ученикам, что вернёте их позже (когда закончится курс регулирования конфликта).
в) Отложите заполненные рабочие листы; вы вернётесь к ним в конце курса. После того, как курс регулирования конфликта будет закончен (через несколько дней или месяцев), предложите ученикам снова заполнить рабочие листы. Раздайте первые рабочие листы, чтобы ученики смогли сравнить свои прежние представления о конфликте со своими нынешними взглядами на конфликт.
г) Обсудите, как изменились представления учеников о конфликте.
Подсказки учителю(психологу)
Подчеркните, что ученики должны отвечать на вопросы честно и искренне. Чтобы ученикам легче было отвечать откровенно, можно разрешить им не подписывать свои рабочие листы; вместо этого они пометят свои ответы каким-нибудь значком. Предложите им нарисовать такие значки в тетрадях, чтобы впоследствии их не забыть. Когда они второй раз заполнят рабочие листы, раздайте "старые" ответы.
Тест: "Регулирование конфликта"
Ф.И.О.____________________________________________________ Дата_______
1. Что такое конфликт?__________________________________________________________________________
2. Когда я думаю о слове "конфликт", я представляю себе___________________________________________
3. С конфликтами какого рода вы сталкивались в своей жизни?______________________________________
4. Представьте себе, что у вас возник конфликт с приятелем. Какими способами можно разрешить этот конфликт?____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
5. Если вы со своим товарищем конфликтуете, как вы можете ему показать, что вы его слушаете?___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
6. Слова "конфликт" и "насилие" означают для вас одно и то же или разные понятия? Объясните, почему?