Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса
В настоящее время поэтапно во всех образовательных учреждения и вводятся государственные образовательные стандарты основного общего образования. Едва ли кто сейчас задаётся вопросом, зачем нужны образовательные стандарты?
Их необходимость очевидна, так как основной целью ГОС является обучение и воспитание, отвечающие запросам гражданского общества. Педагогам образовательных учреждений предстоит стать первопроходцами в реализации важных государственных задач, направленных на становление основ гражданской идентичности и мировоззрения воспитанников, на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, укрепление их физического и духовного здоровья.
В условиях перехода на ГОС, не может оставаться в стороне от изменений в образовании и работа педагога-психолога. На его плечах двойная, а может быть даже тройная ответственность за участников образовательного процесса и весь образовательный процесс в целом. Психолог теперь одна из ключевых фигур в системе образования. Именно педагог-психолог в первую очередь учитывает индивидуальные качества каждого ребёнка, помогает становлению его личности. Важно, чтобы психолог работал в тесном контакте с педагогами образовательного учреждения, родителями и детьми. Становится очевидным, что для реализации требований стандартов необходима активная содержательная работа социально-психологических служб образовательных учреждений. Основной системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребёнку в детском саду, школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития воспитанников в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.
Взаимодополняемость позиций специалистов социально-психологической службы и педагогов, их тесное сотрудничество на всех стадиях - необходимое условие плодотворной работы по введению ГОС.
К основным видам деятельности педагога-психолога (консультирование, диагностика, просвещение, профилактика, коррекционная работа, развивающая работа) добавляется экспертная деятельность: экспертиза образовательных программ, занятий, профессиональной деятельности педагога, психологической безопасности образовательной среды и др.
В ходе экспертной и аналитической деятельности психолог анализирует социально-педагогическую среду с целью оптимизации её воздействия на развитие детей. Педагогу трудно в полной мере оценить психологические последствия реализации тех или иных программ и проектов, обеспечить психологическую безопасность образовательной среды. Работа педагога-психолога в рамках данного вида деятельности может осуществляться по следующим направлениям:
- психологический анализ и оценка образовательной среды и социальных процессов;
- психологический анализ и экспертиза методических материалов, программ, проектов;
- экспертиза психологической грамотности педагогических воздействий;
- экспертиза занятия с точки зрения реализации системно-деятельностного подхода;
- выявление и прогнозирование психологических рисков экспериментальной работы ДОУ.
Необходимым условием проведения экспертизы является обязательное согласование с руководством образовательного учреждения. Принятие управленческих решений по результатам экспертизы находится вне компетенции педагога-психолога. Его задача заключается в информировании администрации и внесении инициативных предложений.
К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения в ДОУ относятся:
- сохранение и укрепление психологического здоровья;
- формирование ценности здоровья и безопасного образа;
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- мониторинг возможностей и способностей воспитанников;
- выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
- выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
- выявление и поддержка одарённых детей;
Данные направления могут изменяться и дополняться в зависимости от запросов участников образовательного процесса и специфики образовательного учреждения.
Изменение условий деятельности в условиях обновления системы образования требуют качественно нового уровня профессионализма педагога-психолога.
Основными критериями оценки профессионализма педагога-психолога являются:
1. Наличие своей жизненной и профессиональной позиции в концепции развития психологической службы. (Я знаю не только то, что должно делать, но и как я это буду делать)
2. Понимание приоритетных направлений развития службы в данном образовательном учреждений с учётом его специфики.
3. Умение самостоятельно формулировать цели и задачи. (В данный момент я делаю...) Выбирать форму работы. Уметь осуществлять прогностическую функцию. (Для чего я буду это делать)
4. Наличие системы в работе. (Наличие основопологающих документов в кабинете, наличие и содержательность в ведении документации, грамотность её заполнения)
5. Умение психолога работать с социально-педагогической ситуацией, способствовать оптимизации социально-психологических условий образовательной и воспитательной среды. (Приблизить среду к ребёнку). Продуманность зон в кабинете. Цветовое решение)
6. Умение составить профессионально грамотную психологическую характеристику на ребёнка (группу детей), обозначить психологическую проблему, выработать пути её решения.
7. Умение организовывать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
8. Умение организовывать профессиональное взаимодействие с другими учреждениями родственного профиля.
9. Участия в психологических семинарах, научно-практических конференциях различного уровня. (Форма участия как пассивная, так и активная)
10. Востребованность психолога. (По итогам отчётной документации, по количеству проведённых видов работы, по мнению родителей, педагогов).
Таким образом, работа педагога-психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом.
В современном образовании становится все более очевидным тот факт, что никакие изменения в образовании невозможны без координальных изменений профессионального сознания учителя.
Качество системы образования не может быть выше качества, работающих в ней учителей. Ещё Ушинский утверждал, что никаких методы наказаний и поощрений не влияют на воспитание и обучение ребёнка, как влияение самой личности педагога. Учитывая современные условия и инновационные технологии, в настоящее время этот принцип остаётся неизменным - именно личность педагога формирует личность ребёнка, в больше степени влияет на достижение планируемых результатов обучения.
Развитие готовности к инновационной деятельности, без которой невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, приводит к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияет на степень их уверенности в своих силах.
Основные задачи психологического анализа занятия:
- развитие у педагогов мотивации к применению психологических знаний в практике профессиональной деятельности;
- развитие внутренних резервов педагога;
- возможность диагностики межличностных отношений в детском коллективе, исследования (наблюдения) индивидуальных особенностей воспитанников, педагогических способностей учителя.
После посещения занятия:
- психолог делится результатами наблюдения - какие методы и формы занятия были наиболее эффективными для решения поставленных педагогом задач;
- психолог формулирует рекомендации по оптимизации учебно-воспитательного процесса в данной возрастной группе (с учётом запроса педагога);
- психолог формулирует рекомендации для администрации по развитию профессионального мастерства педагогов;
- психолог способствует обучению и овладению педагогом методами самодиагностики профессионально-личностных качеств, стиля педагогического общения.
Литература
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение. 2010. - 152 с.
2. Алехин С.В., Семаго М.М. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики. Методическое пособие. - М.: МГППУ, 2012.-156 с.
3. Семаго М.М. Диагностико - консультативная деятельность психолога образования. - М.: Айрис - пресс, 2006.
Е.А. Кузнецова