Главная | Статьи | Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и семьи к дошкольному учреждению
алекс ki
Россия, ---

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и семьи к дошкольному учреждению

Государственный образовательный  стандарт дошкольного образования предусматривает требования к условиям реализации ООП. Первыми в этом ряду не случайно указаны требованиями к психолого-педагогическим условиям, так как одной из ценностей ГОС ДО является поддержание и укрепление физического, нервно-психического и социально-психического компонентов здоровья ребенка. Государственный образовательный стандарт ориентирует нас на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации. 

Раннее детство - ключевой этап в жизни ребенка, который во многом определяет его будущее физическое и психическое развитие. Дошкольное учреждение -  первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинаются их систематическое психолого-педагогическое сопровождение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают  адаптационный стресс [3]. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание  в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития [1].

В связи с этим актуальным  является грамотное психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и семьи к ДОУ, которое должно строиться на основании деятельной проработки мероприятий, направленных на обеспечение своевременной адаптации.

Дошкольное образование

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада позволяют разработать программу, которая позволит существенно облегчить социализацию ребенка, позволит дошкольному учреждению выйти на новый, партнёрский уровень взаимодействия с семьей. Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые дни его пребывания в группе. Успех осуществления адаптивных мероприятиях зависит от наличия информации о факторах, которые могут  затронуть адаптацию, а так же и о сильных сторонах развития ребёнка, его адаптационных возможностях. Ответ на эти вопросы мы  получаем из результатов первичной диагностики, таким образом, определяя прогноз адаптации.

Далее предполагается активное взаимодействие специалистов ДОУ: воспитателей, педагога-психолога, медсестры с родителями ребёнка. В дошкольном учреждении могут быть созданы необходимые условия для этого.  Оформление уголка для родителей в группах и стенд для психолога по вопросам адаптации. Введение группового и индивидуального консультирования по вопросам адаптации и развития детей раннего возраста.

Важнейшим моментом можно считать непосредственно взаимодействие с детьми раннего возраста. В период адаптации взрослый должен сделать все возможное, чтобы ребёнок почувствовал его защиту и стал привязанных к нему [2]. Если созданное воспитателем эмоциональное отношение между маленьким ребёнком и новой социальной средой положительное и сильное, оно в значительной степени может заменить и компенсировать недостатки этой социальной среды.

Первоначальное создание положительного отношения, привязанности к отдельному человеку с последующим "перенесением" положительного отношения к более широкому кругу людей, новой среде создаёт положительное отношение к детскому саду, способствует более легкой адаптации ребенка. [5]

Посредством организации предметно-развивающей среды воспитатели обеспечивают гармоничное развитие ребёнка, создают эмоционально-положительную атмосферу в греппе. Пространство групп раннего возраста смоделировано в соответсвии с задачами психического и физического развития детей. Организованы игровая и сенсорно-позновательная зоны, зоны двигательной активности, отдыха, ряженья, игр с песком и водой.

Игровой и позновательный материал привлекателен, доставляет радость и удовольствие детям, формирует предствления об окружающем мире, побуждает к активной игровой деятельности. Развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек, с учётом индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Успех адаптации во многом зависит от того, насколько чётко организованно взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Работа с родителями является сложной задачей [4]. Проблемы и задачи мы решаем сообща, не ущемляя интересов друг друга, объединяя усилия для достижения поставленной цели.

Результатами нашей  работы стал высокий приоритет детей, успешно преодолевших стресс поступления в детский сад и адаптировавшихся к его условиям. Отсутствие детей раннего возраста с дезадаптацией обусловлено слаженной и систематической работой воспитателей групп, психолога и медицинского работника.

Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия всех участников педагогического для более благоприятного прохождения процесса адаптации.

Литература.

1. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. С.12

2. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду. - Изд. 3-е.-Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.

3. Заводчикова О. Г. Адаптация ребёнка в ДОУ. М. 2007.

4. Крюкова С. В. Слободияк Н. П. Давай жить дружно. М., 2002.

5. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. М., 2005


Класс:1

Еще статьи:

Оставить комментарий

Хотите написать комментарий войдите в свой аккаунт

 | 

Наши партнёры

JH-Radio.ru


Тесты по психологии


Задать вопрос JournalHelp.ru


Вопрос дня


Радио на JH-radio.ru


Опрос пользователей

Как Вы относитесь к гороскопам?
положительно
отрицательно
нейтрально

Тесты Journalhelp




Пользователи сайта

Kirill Pyntia
Tvoy Batya
илья гусев
limp bizkit
Крестина Докова
Mila Milka
Алексей Акифьев
Шпулька Малая
Lev Uteshin
Елизавета Баранова
Настя10А Лихачева
Марина Калугина

Категории




Дружественные сайты