Снова о молитве
Дело молитвы - первое дело христианской жизни...
Молитва - дыхание духа. Есть молитва - живёт дух; нет молитвы - нет жизни в духе.
Стоять перед иконою и класть поклоны - не есть молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать их - не есть ещё молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения или возбуждения её.
Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу - чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и прочее.
Вся наша забота здесь должна быть о том, чтобы во время нашей молитвы эти и подобные чувства наполняли душу нашу, чтобы сердце не было пусто. Когда есть в нём все эти чувства или какое-либо одно из них, устремлённое к Богу, то молитвословие наше есть молитва, а когда нет, оно не есть ещё молитва.
Молитву или устремление сердце к Богу нужно возбудить и возбуждённую укрепить, или, что то же, нужно воспитать в себе молитвенный дух.
Первый способ к этому есть читательное или слушательное наше молитвословие. Читай или слушай, как следуют молитвословие и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, т.е. войдёшь в молитвенный дух.
В молитвах святых отцов движется великая молитвенная сила, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот, в силу закона взаимодействия, непременно вкусит молитвенной силы по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы. Чтобы наше молитвословие сделать нам действенным средством к воспитанию молитвы, необходимо совершать его так, чтобы и мысль, и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих молитвословие.
Три самых простых приёма:
1. Не приступай к молитвословию без должного приготовления.
2. Не совершай его кое-как, а со вниманием и чувством.
3. По окончании молитв не тотчас переходи к обычным занятиям.
Приготовление к молитвословию
Приступая к молитвословию, когда бы то ни было, постой немного, или посиди, или походи и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши её от всех земных дел, и предметов. Затем помысли, Кто, Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и то ты, имеющий начать теперь это молитвенное к Нему обращение, и возбуди в душе своей соответственное тому настроение самоуничеженного и проникновенного благоговейным страхом предстояния Богу в сердце.
В этом всё малое, но не малозначительное приготовление: благоговейно стать перед Богом в сердце. Здесь - начало молитвы, а доброе начало - половина дела.
Самое совершение молитвословия
Установившись так внутренне станьте пред иконами, перекрестись, поклонись и начинай обычное молитвословие. Читай не спешно, вникай во всякое слово; мысль всякого слова доводи до сердца, сопровождая это поклонами с крестом.
Читаешь: "очисти меня от скверны", - восчувствуй скверну свою, возжелай чистоты и с полною надеждою проси её у Господа.
Читаешь: "да будет воля Твоя", - и в сердце своём совершенно предай участь твою Господу, с полною готовностью благодушно встретить всё, что Господь пошлёт тебе.
Читаешь: "и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим", - и в душе своей всем прости всё, и, таким образом, проси себе прощение у Господа.
Для успешной молитвы необходимо
1) Имей у себя известное молитвенное правило - небольшое, чтобы при своих обычных делах ты мог исполнять его неспешно.
2) В свободное время вчитывайся в молитвы твоего правила, пойми каждое слово молитвы и прочувствуй его, чтобы наперёд знать, что при каком слове у тебя должно быть на душе и в сердце; дабы во время молитвословия легко тебе было понимать и чувствовать.
3) Если твоя летучая мысль во время молитвы будет отбегать на другие предметы, напрягайся сохранять внимание и возвращай мысль свою к предмету молитвы; опять отбегает - опять возврати; повторяй каждое слово пока не прочтёшь его с понятием и чувством. Этим отучишь мысль свою от рассеянности в молитве.
4) Если каждого слово молитвы подействует на душу, остановись на нём и не читай далее, стой на этом месте со вниманием и чувством, напитай им душу свою, или теми помыслами, которое оно будет производить, не разоряй этого состояния, пока оно не пройдёт само - это знак, что дух молитвы у тебя начинает внедряться, а состояние это - самое надёжное средство к воспитанию и укреплению в нас молитвенного духа.
Советы святых старцев