Формирование толерантных отношений и духовно-нравственных идеалов в сфере дошкольного образования
Для полноценного существования человека в современном обществе необходимы такие качества, как способность понять представителей другой национальности, другой культуры, умение вступить с ними в диалог, отказаться от предрассудков, предвзятости, нетерпимости в отношении людей иных политических и религиозных убеждений, способность уважать любую индивидуальность (в том числе и свою собственную).
Формирование у детей толератного, терпимого отношения к людям и к сверстникам является одной из важнейших задач не только родителей, но и всей системы образования, начиная с дошкольного возраста. Терпимое, ненасильственное отношения детей к сверстникам строится на умении взаимодействовать с другими на основе общечеловеческих ценностей, главной из которых является человеколюбие. При этом ребёнок должен научиться воспринимать индивидуальность и своеобразие других людей и детей, сдерживать проявление у себя открытых форм доминирования на другими и принуждения. Очень важно сформировать у детей дошкольного возраста способность к сотрудничеству, сопереживанию, взаимопониманию, ненасильственному взаимодействию.
Однако, такая позиция может сформироваться у ребёнка лишь в условиях искренности со стороны взрослых, где он, взрослый, не стремиться демонстрировать себя в образе идеального человека, ведёт себя естественно, предсказуемо, удерживает постоянство основных требований и оценок, независимо от настроений. Основным в этом взаимодействии детей и взрослых является диалог, который предполагает прежде всего либо предупреждение нежелательных поступков, либо отсроченное во времени спокойное обсуждение того, как лучше было бы поступить.
Многие трудности во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, а также между сверстниками порождаются тем, что вступая в контакт друг с другом, они преследуют свои цели, реализуют собственные позиции и установки. Такое взаимодействие приводит к принуждению другого человека подчиниться, принять чужую точку зрения как верную, но это не всегда сопровождается внутренним согласием ребёнка, что неизбежно приведёт к конфликтным ситуациям, оскорблениям и агресии. Формирование у детей ненасильственного, толерантного отношения к сверстникам предполагает обучение их сотрудничеству и преодолению агрессивных форм поведения. При этом важно развивать у детей позитивную установку на другого человека и на самого себя.
Наблюдения за взаимодействием детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что достаточно часто в их поведении проявляется агрессивность. Поэтому формирование ненасильственного отношения к сверстникам у дошкольников напрямую связано с разработкой приёмов и заданий на снятие агрессии, направленной на нанесении физического и психического ущерба.
Дети черпают знание о моделях агрессивного поведения из трёх основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агресии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. Дети учатся агрессивных реакциям на только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медия. На примере взаимодействия с членами семьи дети дошкольного возраста учатся взаимодействовать с членами семьи дети дошкольного возраста учатся взаимодействовать с другими людьми, обучаются поведению и формам отношений, которые сохраняются у них в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами - вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение ребёнка в семье и вне её, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы. На развитие агрессивности у детей влияет и неполнота семьи, когда ребёнок воспитывается одним родителем. Особенно часто в таких случаях агрессивность проявляется у мальчиков.
Дошкольники усваивают различные модели поведения (как приемлемые, так и неприемлемые социально) в ходе взаимоотношений с другими детьми. И различные формы агрессивного поведения также возникают при общении со сверстниками. Игра со сверстниками даёт детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления). Шумные игры, в которых дети толкают и стараются причинить друг другу какой-то вред - фактически могут оказаться сравнительно "безопасным" способом обучения агрессивному поведению. Дети говорят, что им нравятся их партнёры по шумным играм и они редко получают травмы во время таких игр.
Таким образом, формирование терпимого, толерантного поведения тесно связано с развитием ненасильственных форм поведения, а, следовательно, и с предупреждением агрессивных форм реагирования на те или иные ситуации.
В практике работы с детьми дошкольного возраста сложились следующие стратегия и тактика работы по предотвращению агрессии. Прежде всего педагогу, родителю самим следует встать в позицию ненасилия, исключить со своей стороны всякое проявление агрессии, раздражительности, неудовольствия.
Важно, как можно быстрее выяснить причину агрессивного поведения ребёнка и, если есть такая возможность, устранить её. Эффективны разнообразные способы переключения агрессии на другой объект без тяжёлых последствий, замещение агрессивного поведения позитивным.
Положительное влияние оказывает объяснение субъекту агрессивного поведения, последствий его действий дня него самого и других людей, однако объяснить это необходимо после аффективной реакции ребёнка, предварительно его успокоив, дав ему возможность выговориться, пусть и в резкой форме.
В тех случаях, когда причиной агрессии является неадекватное представление о себе, нужно помочь ребёнку познать себя и позитивно принять.
Из специальных методов, ориентированных прежде всего на профилактику агрессивного поведения, следует выделить игротерапию, суть которой состоит в том, что ребёнок в игровой форме ставится в позицию проявляющего агрессию. Проигрывание ситуации даёт возможность понять всю бесперспективность, нелепость агрессивного поведения, осознать его как личностный тупик для него самого, научить преодолевать состояние агрессивности. Родителям необходимо закрепить принципы общения с агрессивными детьми. Эффективно также использование сказкотерапии, психогимнастики.
Быть толерантным - значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательным к другим, не обращая внимание на установившиеся стереотипы. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Толерантность проявляется во всех сферах общественной жизни человека. И в каждом из них она обеспечивает безопасность, справедливость, и независимость. Толерантность необходима как в отношениях между отдельными людьми, так и в семье, и любой другой группе, где необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости. Внимания друг к другу и солидарности.
Нетерпимость рождает конфликты, которые могут носить разный характер: от локальных до глобальных. Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости - воспитание. В современных условиях у детей часто рано формируется агрессивное отношение ко всему незнакомому. Многие психологи считают, что высокая агрессивность оказывает вредное влияние на психику ребенка и лишает его ощущения счастья, необходимого для гармоничного развития и воспитания толерантности к окружающему миру, позволяет снизить агрессивность и обеспечить нормальное развитие личности.
Формирование у детей толерантного, терпимого отношения к людям и к сверстникам является одной из важнейших задач всей систему образования, начиная с дошкольного возраста. Терпимое, ненасильственное отношение детей к сверстникам строится на умении взаимодействовать с другими на основе общечеловеческих ценностей, главной из которых является человеколюбие.
Первый уровень формирования толерантности - это семья, детский сад, школа. Наличие толерантного педагога, родителя есть необходимое условие становления толерантной личности ребенка.
Толерантность - это основа цивилизационного общества, необходимое социально значимое качество. Воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности - важнейшая стратегическая задача образования в 21 веке.
В.В. Донцу
Литература.
1. Адамьянц Т. Толерантность: нейтральность или определённость. Власть 2012. №4
2. Арчаков М. Психологические особенности политического экстремизма Власть. 2010. №12
3. Воронцов С. Противодействие экстремизму в молодёжной среде. Власть 2012. №9
4. Жигунова Г. Толерантность как ценность гражданского общества. Власть 2010. №1
При использовании материала с сайта ссылка на сайт обязательна