Главная | Статьи | Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и семьи к дошкольному учреждению
Aлекс Алекс
Россия, ---

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и семьи к дошкольному учреждению

Государственный образовательный  стандарт дошкольного образования предусматривает требования к условиям реализации ООП. Первыми в этом ряду не случайно указаны требованиями к психолого-педагогическим условиям, так как одной из ценностей ГОС ДО является поддержание и укрепление физического, нервно-психического и социально-психического компонентов здоровья ребенка. Государственный образовательный стандарт ориентирует нас на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации. 

Раннее детство - ключевой этап в жизни ребенка, который во многом определяет его будущее физическое и психическое развитие. Дошкольное учреждение -  первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинаются их систематическое психолого-педагогическое сопровождение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают  адаптационный стресс [3]. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание  в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития [1].

В связи с этим актуальным  является грамотное психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и семьи к ДОУ, которое должно строиться на основании деятельной проработки мероприятий, направленных на обеспечение своевременной адаптации.

Дошкольное образование

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада позволяют разработать программу, которая позволит существенно облегчить социализацию ребенка, позволит дошкольному учреждению выйти на новый, партнёрский уровень взаимодействия с семьей. Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые дни его пребывания в группе. Успех осуществления адаптивных мероприятиях зависит от наличия информации о факторах, которые могут  затронуть адаптацию, а так же и о сильных сторонах развития ребёнка, его адаптационных возможностях. Ответ на эти вопросы мы  получаем из результатов первичной диагностики, таким образом, определяя прогноз адаптации.

Далее предполагается активное взаимодействие специалистов ДОУ: воспитателей, педагога-психолога, медсестры с родителями ребёнка. В дошкольном учреждении могут быть созданы необходимые условия для этого.  Оформление уголка для родителей в группах и стенд для психолога по вопросам адаптации. Введение группового и индивидуального консультирования по вопросам адаптации и развития детей раннего возраста.

Важнейшим моментом можно считать непосредственно взаимодействие с детьми раннего возраста. В период адаптации взрослый должен сделать все возможное, чтобы ребёнок почувствовал его защиту и стал привязанных к нему [2]. Если созданное воспитателем эмоциональное отношение между маленьким ребёнком и новой социальной средой положительное и сильное, оно в значительной степени может заменить и компенсировать недостатки этой социальной среды.

Первоначальное создание положительного отношения, привязанности к отдельному человеку с последующим "перенесением" положительного отношения к более широкому кругу людей, новой среде создаёт положительное отношение к детскому саду, способствует более легкой адаптации ребенка. [5]

Посредством организации предметно-развивающей среды воспитатели обеспечивают гармоничное развитие ребёнка, создают эмоционально-положительную атмосферу в греппе. Пространство групп раннего возраста смоделировано в соответсвии с задачами психического и физического развития детей. Организованы игровая и сенсорно-позновательная зоны, зоны двигательной активности, отдыха, ряженья, игр с песком и водой.

Игровой и позновательный материал привлекателен, доставляет радость и удовольствие детям, формирует предствления об окружающем мире, побуждает к активной игровой деятельности. Развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек, с учётом индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Успех адаптации во многом зависит от того, насколько чётко организованно взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Работа с родителями является сложной задачей [4]. Проблемы и задачи мы решаем сообща, не ущемляя интересов друг друга, объединяя усилия для достижения поставленной цели.

Результатами нашей  работы стал высокий приоритет детей, успешно преодолевших стресс поступления в детский сад и адаптировавшихся к его условиям. Отсутствие детей раннего возраста с дезадаптацией обусловлено слаженной и систематической работой воспитателей групп, психолога и медицинского работника.

Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия всех участников педагогического для более благоприятного прохождения процесса адаптации.

Литература.

1. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. С.12

2. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду. - Изд. 3-е.-Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.

3. Заводчикова О. Г. Адаптация ребёнка в ДОУ. М. 2007.

4. Крюкова С. В. Слободияк Н. П. Давай жить дружно. М., 2002.

5. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. М., 2005

Класс:1

Еще статьи:

Оставить комментарий

Осталось символов 1500