Мысли в Неделю о богаче и Лазаре
1. Изложение содержания чт. Евангелия. Обратить внимание на то, что Господь называет богача безумным, как и в притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:19–31), и не удостаивает имени. За что?
2. «Человеку некоему... угобзися нива». Почему? – Удовлетворить желанию богача: а) изъявить свою благость, б) с целью подвигнуть его на милосердие к ближним.
3. Как же поступил богач? – «И мысляше в себе глаголя: что сотворю, яко не имам, где собрати плодов моих?»
Вместо радости у богача забота: «что сотворю, яко не имам где собрати плодов моих?» – Он знал, что Господь требует, чтобы мы помогали друг другу, что есть куда собрать плоды, ибо он уже был богат; и мог избыток раздать нищим, и тогда его богатство было бы перенесено на небо. А богач решает иначе.
4. «И рече: се сотворю, разорю житницы моя и большая созижду и соберу ту вся жита моя и благая моя!» Таково свойство страсти любостяжания и многих других страстей: знания земные, тщеславие.
5. «И реку души моей: душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, веселися». На что предназначал богач свое богатство? На удовлетворение плотских страстей, которые свойственны животным. Воистину «человек в чести сый не уразуме, приложися скотам бессмысленным и уподобися им» (Пс. 48:13).
Он говорит: «душе, имаши многа блага!» Но действительно ли материальные блага: дома, имения, одежда и прочее – принадлежат человеку? – Нет. Наг родися человек, наг и отъидет: своим, принадлежащим человеку, можно назвать лишь то, чего не может отнять смерть. Все прочее: богатство, слава, знания земные, красота, здоровье, разные искусства – все это будет оставлено со смертью. Самое тело будет покинуто душой. Лишь добрые дела пойдут с человеком и будут ходатайствовать за него пред Праведным Судиею, именно: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Итак, то, что имел богач, не принадлежит ему, а дано Богом на «подержание», чтобы, пользуясь богатством, творить добрые дела и через это получить спасение. Итак, вот как проявилось безумство богача: а) он присваивает дары Божии себе, б) пользуется ими во вред себе, т.е. для удовлетворения своих похотей, в) вопреки заповеди Божией не помогает бедным, г) назначает себе долгую жизнь. За все это он получает оценку себе от Бога: «безумне», т.е. без ума духовного оказывается богач.
Есть ум плотской и есть духовный. Есть мудрость мира сего и есть мудрость духовная. Они противоположны друг другу. Так слово Божие и говорит, что «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1Кор. 3:19). Мудрость мира сего ищет богатства, славы людской, знаний нужных для земной жизни и прочее. Она не знает и не хочет знать будущей жизни и воздаяния за земную жизнь. Эта мудрость мира сего или, как еще иначе называет ее Слово Божие, «плотское мудрование» (Рим. 8:7) враждует против Бога и закона Божия и для спасения человека должно быть умерщвлено и заменено мудрованием духовным. Вот почему весь Великий пост Церковь молится Богу: «умертви плоти нашея мудрование и спаси мя». Безумен богач тем, что мудрствует плотским мудрованием и губит душу свою. Безумен и тем, что не готовится к будущей жизни, и думая долго жить на земле, уже осужден Богом за безумие свое: «Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебя, а яже уготовал еси, кому будут?» Для кого же богач собирал?
Но мало этого, что он лишается своего богатства. Душу его истяжут злые демоны, как у богача в притче о богаче и Лазаре, и за то, что не использовал временной жизни так, как угодно было Господу – он осуждается на лишение Царствия Божия.
Так бывает с тем, кто «не в Бога богатеет».
(Слово по Ник. Астрах.)
При использовании материала с сайта JournalHelp.ru, ссылка на сайт обязательна