Краткий конспект по МАСПО
1. Лекции. Виды лекций.
Лекция прошла определённые этапы развития, в результате которых появились следующие виды лекций:
1. информационная(передача готовых знаний);
2. проблемная(новое знание вводится как неизвестное для студентов:
- создание проблемной ситуации - совокупность параметров, описывающих состояние познающей личности. Принцип проблемности как реализация проблемной лекции:
- реализация принципа проблемности при обработке учебного курса;
- реализация принципа проблемности непосредственно не лекции);
- лекция-визуализация( способность преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму - образ может быть свернут и может буть развернут. Рассматривают такую лекцию как реализацию принципов контекстного обучения);
- лекция вдвоём(диалог преподавателей между собой, демонстрирующего культуру совместного поиска разрешения разыгрываемой проблемной ситуации. Сравнение двух различных точек зрения);
- лекция с заранее запланированными ошибками(подбираются наиболее частные ошибки, которые делаю обучающиеся, но ошибки тщательно маскируются. Выполняет не только стимулирующие, но и контрольные функции);
лекция-пресс-конференция(Преподаватель просит обучающихся задать ему письменно вопросы, а затем выстраивает лекцию изходя из полученных вопросов).
2. Семинар. Виды семинаров.
Семинар - обеспечение возможности студентам практического использования теоретических знаний. Повторение и закрепление знаний.
Существуют:
1. Спецсеминары - семинары исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой. Минусы - не все студенты работаю.
2. Семинар-дискуссия - формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем. Равноправное, активное участие в обсуждении.
3. Семинар - исследование - разделение на подгруппы 7-9 человек, где происходит обмен мнениями, дискуссия, доисследование проблемы.
Отношение к новому и преодоление стереотипов.
Возраст как барьер к постижению нового. Заниженная самооценка. Ввод компьютерной техники на помощь преподавателю.
Методы. Виды методов.
1. Метод конкретных ситуации.
Студенту предлагается неразвёрнутые описания реальных, а не схематизированных ситуаций. Необходимо самому выделить, что "дано" и что требуется "найти". Ситуации должны развивать у обучающихся инициативу, аналитические способности, умению правильному использованию имеющейся информации.
Процесс выработки решения как модификация.
Процесс выработки решения направлен на преодоление возрастной и личностной инерционности и на выработку адекватных способов поведения в напряжённых стрессовых ситуациях.
2. Метод инцидента.
Метод инцидента используется для того, чтобы обучить зрелых специалистов преодолевать повышенную инерционность псизики и развивать у них навыки.
Пример. Учебно-игровая ситуация "Четыре руки и глина".
3. Метод тренировки чувствительности.
База метода - перестройка установок личности, определяющая последующие изменение отношения к себе и другим людям. Развивает качества: чувствительность, восприимчивость к психологическому состоянию окружающих, к их установкам и стремлениям. Успешность общения зависит от умения побывать в "чужой шкуре".
Три стадии процесса тренинга.
Для того, чтобы развить у человека желаемые качества, следует, прежде всего, показать ему неэффективность имеющихся у него стереотипов взаимодействия с другими людьми. Затем направленно изменить его поведение и, наконец, закрепить новые и более гибкие стратегии общения. Выделяют 3 стадии: оттаивание, изменение, замораживание.
Мозговая атака.
Мозговая атака - групповое решение творческой проблемы. Правила мозгового штурма запрещают всякого вида критику, каждый участник не боится высказываться. Количество идея должно быть как можно большим.
Синектика - разновидность мозговой атаки - соединение вместе разнородных элементов.