Барьеры в общении
Барьеры в общении - это факторы, которые способствуют потере и искажению смысла информации в процессе взаимодействия. Они приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Часто они становятся основной причиной конфликтных ситуаций.
Барьеры коммуникации
Это барьеры в общении, связанные с обменом информацией между собеседниками в ходе общения. Какие они бывают?
Семантический барьер
Он встаёт на вашем пути тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумевайте совершенно разные вещи. Такой барьер возникает практически всегда и везде, т.к. мы очень по-разному понимаем многие вещи. Например, для одной девушки хороший муж - этот тот, кто любит её, заботится о ней, зарабатывает достаточно денег, хочет ребёнка, любит проводить с ней вместе время; а для другой - тот, который редко пьет и редко её бьёт. Поэтому говоря на одну и ту же тему - "какие же все мужики одинаковые" - они на самом деле будут говорить о разном и могут столкнуться с непонимаем друг друга. Для того, чтобы разрушить этот барьер необходимо хорошо понимать партнёра и его картину мира - те смыслы, которые он вкладывает в различные понятия.
В случае возможных неточностей всегда подробно объясняйте, что Вы имеете в виду, и старайтесь использовать понятные для собеседника слова и словосочетания.
Логический барьер
По сути -это не умение выражать свои мысли. В речи такого человека путаются причинно-следственные связи, происходит подмена понятий. Или ему бывает сложно подобрать слова для тех мыслей, которые пробегают в его голове. Если Вы столкнулись с таким собеседником, то наберитесь терпения: слушайте его очень внимательно и задавайте вопросы - это поможет вам получить необходимую информацию. Если же такой особенностью страдаете Вы сами, то лучше постарайтесь ее преодолеть.
Послушайте как выражают свои мысли хорошие ораторы или писатели. Прочитайте учебник по логике или запишитесь на курсы ораторского мастерства или просто попросите друзей давать Вам быструю обратную связь с рекомендациями. Любой из этих вариантов поможет вам стать более привлекательным собеседником.
Фонетический барьер
Это плохая техника речи - когда непонятно, что говорит собеседник, и это мешает воспринимать информацию. Если Вы заинтересованы в общении с этим человеком, то существует несколько вариантов. При формальном или деловом общении вам придётся приспособиться к его манере говорить, изредка переспрашивая в неясных моментах. При неформально или дружеском общении общении, вы можете в мягкой форме донести до собеседника, что вам сложно понимать его из-за некоторых особенностей его речи. Попросите его по возможности подстроиться под вас и скорректировать их.
Модальностный барьер
Все мы получаем информацию из мира через пять органов чувств, однако один из них является приоритетным. Это и есть ваша модальность. Например, люди с визуальной модальностью лучше всего усваивают увиденную информацию, а вот услышанную - гораздо хуже. Зная об этом, старайтесь с ходу определить модальность вашего собеседника и использовать это: визуалу показывайте графики и схемы, с аудиалом играйте с голосом, а к кинестетику почаще прикасайтесь и показывайте все на пальцах. Используйте в речи соответствующие глаголы например: "видеть", "слышать", "чувствовать".
Личностный барьер
У каждого из нас свой характер, и некоторые его особенности могут кого-то не устраивать. Но у кого-то эти черты настолько заострены, что характер может быть барьером в общении. Это может быть связано с незнанием своих особенностей или недостатком самоконтроля. Например, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость могут раздражать партнёров по общению. В случае, если вы сами столкнулись с таким человеком, попробуйте сообщить о своём дискомфорте и попросите его быть помедленнее или побыстрее. Старайтесь адекватно воспринимать собственные недостатки, т.к. для кого-то они тоже могут стать барьером.