Пророк Илья
Второе августа - Ильин день всегда считался одним из народных праздников. Илье Пророку совершали молебны, чтобы уберечься от грозы во время дождя.
Кем же был ветхозаветный пророк Илья и почему он стал примером для всех монахов? Как Илья боролся против насаждения язычества в Израиле с самим царём и царицей? Почему многие современники Иисуса Христа принимали за Илию? И почему этого пророка в народе считают покровителем стихий?
Середина девятого века до нашей эры. Израильский царь Ахав, опасаясь возросшего могущества Ассирии заключает союз с соседней Финикией, скрепляя союз женитьбой на Иезавеле - дочери финикийского жреца. Ей в угоду царь строит в тогдашней столице Самарии храм языческому божеству и заводит целый штат жрецов. Поклонению божествам не требовала от человека внутреннего перерождения. Человек мог оставаться таким же, главное чтобы он соблюдал ритуал. В этом особенность языческих культов и ритуалов. И это было легко. И напротив очень трудно было стоять перед Богом, который создал небо и землю и быть совершенным. Это была задача, которая не могла выполниться в до христианском мире. Так двоеверие утверждается в Израиле на высшем уровне. По приказу царицы Иезавеле проповедников Единого Бога жестоко преследуют и убивают. Именно в этом время в Самарии появляется пророк Илия. Его называют фесфенитянином - уроженцем города Фесфы, что находится на территории современной Иордании.
Само его имя - Илия (илияру) по-еврейски означает - Господь мой Бог! Оно словно определяет его миссию - напомнить народу Израиля, что их Бог - Яхве. Не одно из языческих божеств, а Бог единый - Творец неба и земли!
Пророк Илья объявляет царю, что в наказание за богоотступничество в стране три года не будет дождя и засуха прекратится только по его молитве.
Климат Израиля устроен так, что вода обычно приходит только с неба. В Израиле практически нет рек, есть, конечно, озеро небольшое - Галилейское море, которое находится на севере, конечно, не может обеспечить всю страну. Благодаря дождям, которые шли только зимой наполняются колодцы, которые люди использовали в течение всего года. Считалось, что Бог является Источников дождя - Он его посылает на землю. Сам Илия находит временное убежище у потока Хараф - местность на территории Иордании. И скрывается Илия в долине Хараф, пьет из источника и питается тем, что приносят ему вороны. Илия ведёт аскетическую жизнь, одевается как пастух. Он носит милоть и кожаный пояс. Его образ отшельничества станет прообразом христианского монашества. Антоний Великйи назовёт пророка Илию - образцом для всех подвижников.
Поток Хараф вскоре пересыхает, и Илия уходит дальше в Финикию. Там в городе Сарепта его принимает бедная вдова. Пророк спасает ее от голода, а потом и вовсе совершает невозможное - воскрешает её умершего сына. Это будет первое в Ветхом Завете воскрешение человека. О том, чтобы это чудо произошло… Илия взывает к Богу с настойчивой молитвой. Засуха продолжается три года. Даже царь Ахав вынужден был отправится на поиски пастбищ для своих лошадей. Наконец пророк Илия приходит к царю и призывает созвать народное собрание, чтобы люди окончательно решили кто Истинный Бог ваал или Яхве?
Состязание пророка Илии и жрецов Ваала устраивают на горе Кармил, которая возвышается на побережье Средиземного моря в районе современного израильского города Хайфе.
Илия предложил проверить действенность молитвы его и жрецов Ваала. Языческие жрецы, призывая своих богов, плясали, кричали, ранили себя до крови, как принято в экстатической религии хананеев, но все их усилия тщетны. Пророк Илия даже посоветовал жрецам молиться громче, чтобы их боги услышали их, собственно он издевался над ними. Как ни старались жрецы ничего у него не получилось.
В свою очередь Илия сооружает жертвенник из двенадцати камней по числу колен дома Израилева и призывает Бога Авраама, Иисака и Иакова. Он просит, чтобы Господь явился в огне, как когда-то на Синае. Он даже попросил принести воду из реки и вылить его на алтарь. Илия стал молиться Богу и Господь явился в виде Огня и поглотил все, что было на жертвеннике.
После победы на жрецами ваала Илия возносит семикратную молитву и вскоре начинается долгожданный ливень и тогда он спускается вниз. Царица Иезавель, узнав о гибели вааловых жрецов начинает беспощадно мстить за них. По ее приказу проходят массовые казни проповедников Единого Бога. Илия вынужден бежать из страны на юг в Вирсавию, подвластную другому царю, но и там он не находит покоя. Охваченный унынием Илия отправляется в путь по пустыне и через сорок дней достигает горы Синай - он как бы возвращается в истокам израильской веры, к святой горе, где Моисей говорил с самим Господом Богом - лицом к лицу.
Теперь Илия ждёт встречи с Всевышнем, и перед ним проходит парад стихий, и Илия думает, что Всевышний даст ему откровению как дал Моисею, но Всевышний говорит Илие: 'Что тебе надо Илия?' Богоявлении в тихом веянии ветра предваряет новое понимание Бога - милующего и утешающего. Оно содержит откровение о Христе, который придёт как Свет тихий и будет совершать своё служение с кротостью и милосердием.
У пророка Илии был ученик Елисей, который стал единственным свидетелем вознесения Илии на небо у реки Иордан. Сегодня по этой реке проходит государственная граница и на обоих берегах и на стороне Израиля и на стороне Иордана устроены купели для паломников.
Ветхозаветный рассказ о том, как Илия вознесся на небо живым много веков спустя отразиться в народных поверьях об Илие пророке, который разъезжает по небу в огненной колеснице и мечет громы и молнии.
По древнему приданию плащ пророка Илии, который он оставил своему ученику Елисею потому сохранялся как священная реликвия и был перенесён с очередной волной миграции больше чем за тысячу километров от Израиля в Грузию.
Когда придет Иоанн Креститель для своей проповеди покаяния и очищения людей он выберет то самое место на реке Иордан, где когда-то на небо вознесся пророк Илия. Иоанн Предтеча будет назван человеком в Духе и силе Илии и сам Иисус Христос скажет о нем как о новом Илие-пророке.