Назначение.
Методика нацелена на изучение уровня онтогенетической рефлексии, предполагаю-щей анализ прошлых ошибок, успешного и неуспешногоопыта жизнедеятельности.
Инструкция.
Ниже приведены вопросы, на которые необходимо отвечать в форме «да» (+) в случае утвердительного ответа или «нет» (-) в случае отрицательного ответа и «не знаю» (0), если вы сомневаетесь в ответе.
Содержание методики.
Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение спортсмена к тренеру по трем параметрам ( по 8 вопросов): гностическому, эмоциональному и поведенческому.
Гностический параметр выявляет уровень компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсмена. Эмоциональный определяет, насколько тренер симпатичен спортсмену как личность, поведенческий — показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена.
Инструкция.
Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то напишите «да»; если же оно неверно, то «нет».
Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Гностический компонент включает вопросы 1, 4, 7, 10, -13, -16, 19, 22 (номера со знаком «-» означают ответ «нет», остальные — «да»). эмоциональный — вопросы -2, -5, 8, 11, 14. -17, -20.
Поведенческий — вопросы 3, 6, -9, 12, -15, 18, -21, -24.
Результат опроса представляют графически или с помощью таблицы. В таблице дан один из вариантов обработки данных по шкале "тренер-спортсмен".
Каждый из нас имеют свою доминирующую перцептивную модальность
Инструкция. Отвечайте на вопросы «Да» или «Нет». В опроснике обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы ответили «Да».
Назначение.
Методика дает возможность, обобщив ответы всех членов группы, определять уровень ее развития, а также сравнивать между собой различные группы.
Инструкция.
Вам предлагается ряд утверждений, которые охватывают самые разные стороны взаимоотношений в первичной группе. Членам группы нужно оценить, в какой степени каждое из предложенных для оценки утверждений характерно для данной групп. Давать оценку следует на основании одного из четырех вариантов:
а) данное утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в нашей группе;
б) данное утверждение в общем характерно для нашей группы;
в) данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашей группе;
г) данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашей группе (у нас все наоборот).
Обработка и интерпретация результатов
Обработка данных может производиться двумя способами. Первый способ заключается в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении буквенных знаков (А, Б, В, Г).
Преобладание ответов по п. А свидетельствует о том, что группа, согласно мнению ее членов, может быть отнесена к коллективу, по п. Б — к среднему уровню развития, по п. В — к низкому уровню развития, по п. Г — к группе номинального или корпоративного типа.
Второй способ заключается в переводе буквенных ответов в баллы по следующей схеме:
А — 3 балла;Б — 2 балла;В — 1 балл;Г — 0 баллов.Инструкция.
Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в карте опроса (приводится ниже) в соответствующем квадратике поставьте знак "+" ("да"), при несогласии —знак "-" ("нет").
Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: «вспыльчивость», «наступательность», «обидчивость», «неуступчивость», «компромиссность», «мстительность», «нетерпимость к мнению других», «подозрительность».
За каждый ответ «да» или «нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.
Инструкция.
Проанализируйте свои действия по пяти позициям «конструктивного поведения» в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице.
Оценка результатов
Отклонение влево от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными признаками «конструктивного поведения» в конфликте.
Отклонение вправо от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными признаками «деструктивного поведения» в конфликте. В этом случае вам необходимо обратиться к технологиям рационального поведения в конфликте и заняться тренингом эмоциональной саморегуляции.
Инструкция.
Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице:
оценка 1 означает полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции, а оценка 5 — для вас не характерно такое поведение.
Инструкция.
Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации: часто — 3 балла, от случая к случаю — 2, редко — 1 балл.
Назначение.
Использование диагностического материала в форме метафор (поговорки, устоявшиеся истины) нацелено на снижение стереотипов, самоидеализации, квазиответов. Данная методика ориентирована на выявление наиболее распространенных стратегий в конфликтных ситуациях: стратегию достижения эгоцентричных (личных) целей и стратегию сохранения благоприятных межличностных отношений. По соотношению этих двух стратегий в данной методике выделено пять метафорических стратегий.
Инструкция.
Сейчас вам будет дано необычное задание. Оно заключается в оценке степени использования предложенных поговорок в своей поведенческой практике. В ходе работы следует придерживаться правила: не существует плохих или хороших ответов, а существуют реальные, наиболее употребляемые в тех или иных жизненных ситуациях. Следуя этому правилу, в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте один из трех ответов: «да» или «+»; «нет» или «-»; трудно сказать или «±». К последней форме ответа старайтесь прибегать в исключительных случаях. Порядок заполнения по-строчный, слева направо.
Обработка и интерпретация данных
Подсчитывается количество баллов в каждой из пяти колонок. Наибольшее количество баллов в той или иной колонке свидетельствует о приверженности исследуемого той или иной стратегии в конфликтных ситуациях. Если в каких-то колонках наблюдается одинаковое количество баллов, то это свидетельствует о равнозначности использования двух стратегий.
По соотношению двух доминирующих целей, отражающих направленность «на себя» и «взаимодействие с другими людьми», выделены следующие метафорические стратегии конфликтного поведения:
Нахождение количественного выражения уровня психологического климата в учебной группе.
Инструкция.
Каждый студент заполняет анкету и сдает ее преподавателю (ставится знак «+» в соответствующей графе характера ответов).
А — совершенно согласен с этим; Б — согласен с этим В — согласен, но не совсем; Г — не согласен с этим; Д — совершенно не согласен с этим.